А, нет, Джокер не вынес от слова совсем. Да, есть идея, да, игра Феникса абсолютно гениальна.
В момент, когда он фантазирует, как оказывается на шоу, в теле взрослого мужчины, даже уже среднего возраста, виден ребенок, совсем маленький мальчик лет 6, ну 8, не больше. Мальчик, для которого вся жизнь сосредоточена на нем и маме, и который отчаянно хочет тепла, признания для себя. Вот этот его выход под камеры, "все должны увидеть такого человека" это та самая просьба о подтверждении, что он существует. "Я не знал, чуществую ли я..." Вот оно. Заметьте, скажите, что вы меня видите - просит он. Но мать занята написанием писем к Уэйну (она не просит ничего от сына, только отправить ее письма), она закрывает дверь и говорит "я не буду говорить с тобой, пока злишься", она говорит "ты должен улыбаться, делать счастливое лицо". Она называет его Хэппи, счастье - транслируя одно - ты должен выполнять задачу, радоваться и радовать. Она не пытается увидеть сына. Наоборот, игнорирует все, что исходит от него, кроме удовлетворения ее запросов.
Сначала по трейлеру у меня было ощущение, что Артур на самом деле добрый и пытается быть хорошим со всеми, но по фильму паззл складывается в иное - смешить, играть, радовать - единственный способ для него получить обратную связь в детстве, единственная выученная нить коммуникации. Это очень четко видно в ситуации с Брюсом, когда Артур приходит со своими фокусами к мальчику и словно разрывается между правильным, выученным - смеши, развлекай и тебя (возможно) увидят (на самом деле нет), и болезненным непониманием, как же так, почему этот мальчик не такой же? Разве он не должен тоже быть "хэппи" для кого-то?
Что интересно - тут стена непонимания с двух сторон. Потому что сколько боли (а под этим, пожалуй, агрессии) в жесте Артура, растягивающего губы Брюсу в имитацию улыбки - и надо видеть в этот момент лицо мальчика - его не просто в улыбку складывают, коверкают как резиновое, так что глаз нет - одна неживая улыбка - как игрушку, - столько непонимания у мальчика, которому никто не причинял вреда, который даже не думает отстраниться от странного незнакомца. А Артур словно спрашивает "Ты - как я? Ты тоже игрушка?"
Артур в сути живет ценностями восьмилетнего ребенка - и как ребенок не ощущает ценности жизни, убивает мачеху, гонится за парнем в метро, убивает бывшего товарища, у него нет оценки "я отнимаю жизнь", это сплошной крик ребенка "ты сделал мне больно! ты - плохой! Уйди умри!" Конечно же, я говорю о том Артуре, который еще не сошел с ума совсем.
В фильме есть много спорных моментов, непонятно, где все происходящее лишь выдумка Артура, а где нет, но на мой вкус все настолько смазано, что уже не работает. Слишком неявно местами - что же было на самом деле, а чего нет.
Есть еще один интересный момент - это изредка мелькающий взрослый нормальный Артур, который очень редко мелькает, который говорит "мама, зачем ты пишешь эти письма?" Он очень уставший, у него нет сил... и его почти нет. Как только появляется какая-то эмоция, кроме усталости, появляется тот самый ребенок.
И в конце ребенок от просьбы "увидь меня" переходит к "вы не сможете меня не видеть". Я не сомневаюсь, что он убил в финале психолога - это и была шутка, которую она не поняла. И очень грустный момент - он не мог достучаться до уставшего как и он сам социального психолога, у которой, как мне кажется, уже не было сил идти с ним не по стандарту и докапываться. В Аркхэме была внимательная психолог, у которой были силы и готовность выслушать, найти ответы... только вот Артура уже не было, а выслушивать Джокера бесполезно. Он не склонен идти на контакт с миром. Мир изменил его - теперь Джокер меняет мир как хочет. Это грустное.
Но в остальном... возможно, именно мир Готэма показан слишком... можно было б сказать слишком глазами Джокера, но на мой взгляд наоборот, слишком со стороны. Как будто камера ездит просто за конкретным героем. И ты все оцениваешь сам, ты видишь его безумие... И тебе, его и жаль, но сочувствия не возникает. Вы же не плачете, увидев идущего по улице усталого человека? Вот ощущения примерно такие же. Можно понять, что он устал, но... в этом нет ничего такого.
Мне сильно не хватило живости мира, его прорисовки. Почему мать (мачеха) Артура так поступала, когда и из-за чего сошла с ума? Сошла ли?
Почему Артуру верили другие клоуны, но не босс? Почему тот клоун сначала дал ему пистолет, а потом сам сказал, что Артур пытался у него его купить?
Артур словно идет по черно-белому наброску мира, где цветной только он сам. Фильм слишком артуроцентричен и одновременно недостаточно, чтоб окунуть зрителя совсем в вИдение Артура.

@темы: Joker, психология